Сертификационная программа по процесс-ориентированной психологии международной школы процессуальной работы в России ISPWR
(International School of Processwork in Russia)
«РАБОТА С ЗАВИСИМОСТЯМИ И СОЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»
Вводная часть
Ингрид, я счастлива, что ты с нами! Даю тебе слово, пожалуйста.

Юля, спасибо. Большое спасибо за приглашение быть с группой.

Для меня большое удовольствие и привилегия работать с людьми из России.
Я ощущаю очень большую связь, такой дух, который связывает меня и Россию. Я рада быть с вами. Спасибо, Юлия (Смирнова), огромное за все твои годы работы в области процесс- ориентированной терапии, За то что ты меня включаешь в учебные процессы как учителя. Это для меня очень ценно. Аня (Тарышева), спасибо тебе за перевод, мы работаем много лет вместе, приятно видеть тебя в роли переводчика.

Вижу множество лиц на экране и некоторых узнаю, рада видеть вас снова

А те лица, которые вижу в первый раз - очень надеюсь, что сегодня мы познакомимся узнаем друг друга - тоже рада видеть.

Для тех, кто со мной не знаком, скажу пару моментов о себе: на данный момент я в Сиэтле, штат Вашингтон. Моя семья здесь живет, и я здесь живу и работаю последний месяц. Некоторые уже знают, что я вхожу в факультет института процесс-ориентированной работы в Портланде. В 1989 году я вдохновилась и поехала в Цюрих изучать процессуальную работу.

Потом школа переехала из Цюриха в Портланд, и я переехала вместе со школой в Портланд, Соединенные штаты, и начала жить здесь. Я переехала из Австралии в Портланд, в то время я жила в Австралии. Для меня очень удивительно было оказаться в Соединенных штатах, потому что я никогда-никогда не хотела жить Соединенных штатах.

Но как бы то ни было, зов процессуальной работы был силён.
Вот я обнаружила: тогда и до сих пор Соединенных штатах живу и работаю.

Сегодня наша тема: Зависимости.
Структура семинара
Сначала немножко поговорим о теории, которая лежит в основе работы с зависимостью.

Потом будет внутренняя работа для тех, кто любит ее и готов исследовать связь тенденций к зависимостям и самих зависимостей с нашими детскими сновидениями.
Я больше расскажу об этом позднее.

Юля попросила меня привнести такой элемент, грань этой темы, которая заключается в том, что вещество, его характеристики и некоторые качества являются чем-то важным для нас и ценным. Мы также выполним на эту тему упражнение.

Пожалуйста, вступайте, задавайте вопросы, выходите вперед с вашими представлениями, идеями очень важно слышать ваш опыт и ваши идеи в этой теме.

Еще один момент, который очень попрошу тебя, Ингрид, где-то подсветить:

как как менялись представление о работе с зависимостями если ты хотя бы немножечко об этом скажешь, какие изменения в динамике, в развитии были Есть ли иные запросы или соображения на этот на этом этапе.
КАК РАЗВИВАЛАСЬ РАБОТА С ЗАВИСИМОСТЯМИ В ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПОДХОДЕ?
Теоретический блок
Я помню как Арни Минделл говорил, что сновидческие переживания, сущностные переживания очень близки с переживаниями, возникающими в результате взаимодействия с веществом и зависимыми состояниями.

Если мы взглянем на существующие способы работы с зависимостями, они в большинстве своем основаны на консенсусной реальности, на подходе в консенсусной реальности и на сознании консенсусной реальности.

Я также вспоминаю программы которые работают с этими состояниями: анонимные алкоголики или анонимные наркоманы и любые подобные программы. В этих подходах уже используется следующий слой: добавляется духовный слой. Задействованы Высшие силы, Дух и сам шаг когда ты передаешь в руки Бога, в руки чего-то, что сильнее тебя, и в процесс исцеление включаешь Высшие силы.

Я знаю, что некоторые из вас работают уже долгое время в том числе с темой зависимости и, вероятно, вы знаете об этой работе даже больше, чем я.

С точки зрения процесс-ориентированного подхода, чем мы занимаемся при работе с человеком, у которого есть тенденции к зависимости или сама зависимость?

Идея Арни в том что, как и в других темах, в теме зависимостей существует область неизвестного, которое пытается прорваться и достучаться до нас. Иными словами, какое вторичное или сущностно-подобное состояние человек достигает при употреблении вещества.

Если мы вспоминаем наше обучение, мы также вспоминаем тему измененных состояний насколько они в нынешнем мире маргинализируются.

Употребление веществ - один из способов входа и достижения очень-очень глубокого, далекого состояния "не здесь" которые очень далеко от нашей повседневной действительности. В начале Арни разработал некую технику, скажем, человек борется с зависимостью от сигарет и во время работы с этой зависимостью Арни приглашал клиента собственно, раскурить сигарету. Обычно с клиентом терапевт проходил все этапы: как он хочет эту сигарету, как он ее берет, как он подносит зажигалку, как делает затяжку.

Последовательно, по шагам достигают того состояния, которое нисходит на человека после того, как он уже затянулся.

Что происходило?

Это была попытка помочь достигнуть состояния, к которому клиент получал доступ через зависимость. Было много волнения, связанного с этой техникой работы с зависимостями.

Терапевты использовали это с алкоголем, марихуаной. Пошагово вводили человека в состояние. То же самое делали с плиткой шоколада и с рожком мороженого.

Но в результате выяснилось, что клиенты, попадая в эти состояния и пройдя пошагово вход в состояния… сам процесс проигрывания входа в состояния усиливал зависимость. Не снимал ее, не улучшал ситуацию, а наоборот ее еще усиливал.

Особенно часто это происходило с теми, кто уже на тот момент бросил то или иное вещество, но хотел просто поработать, чтобы освободиться от этой зависимости полностью, они срывались.

Повторение тех паттернов, даже просто в виде проигрывания без вещества, каким-то образом возвращало их, и они снова вовлекались это зависимое поведение.

Тогда все поняли, что теорию нужно поменять и способы работы с зависимостью нужно менять.

Мы начали экспериментировать с разными способами работы с зависимостями.

Вы на семинарах тоже изучаете разные возможности работы. Сегодня, погружаясь в работу, мы вспомним некоторые из них.

Хочу рассказать о том, что пытается встроиться в нас в тот момент, когда мы привязаны.

Что пытается выстроиться в тот момент когда мы привязываемся к тому или иному веществу? Иными словами, жаждем ли мы какого-то состояния? Можем ли мы его достичь без того или иного вещества? Пытаемся ли мы продвинуться к какой-то свободе или экстатичным состояниям или легкости бытия?

Или мы пытаемся избежать чего-то, например, боли мира, нашей нечувствительности, пытаемся ли мы сбежать от этого с помощью вещества?

Люди конкретные, чье сознание основано на консенсусной реальности, которые подходят к миру очень практично, обычно предпочитают наркотики или вещества вводящие их в мега-сновидческое, в очень отрешенное состояние. Что-то, что приближает к их более к эфемерным или более экстатичным, или безграничным расширяющим состояниям.

Те люди, которые слишком чувствительны, предпочитают вещества, которые приводят их состояние отупения, онемения например, алкоголь - вещества, которые подавляют их чувствительность.

Интересно подумать об этом, я приглашаю вас сделать это тоже: откуда пришли тенденции к зависимости?

Это желание убежать от определенных состояний или желание пойти значительно глубже?

Я хочу остановиться и мне интересно, у вас возникли какие-то вопросы на этом этапе?

Было бы приятно услышать ваши мысли на эту тему.
Как вы думаете откуда вообще зависимости приходят?
Теоретический блок
В некоторых случаях люди рождены с этим, когда мать была зависима. Иногда это наследие межпоколенческое, когда из поколения в поколение в семье зависимость передавалась. Некоторые люди верят, что это наследие из предыдущей жизни которое настигает их. Во многих случаях зависимость может быть реакцией на злоупотребления, тяжелые травмирующие жизненные обстоятельства личной истории. Может быть также комбинация причин.

Что вы об этом думаете? Давайте поговорим об этом несколько минут.
Можно ли узнать зависимость в детском сновидении или воспоминании?
Теоретический блок
Почему детское воспоминание или сновидение?
Потому что детское воспоминание отражает наш жизненный путь, направление которое примет наше путешествие. Обычно в детских воспоминаниях и сновидениях раскрываются наши потенциальные зависимости или тенденции, склонности к зависимостям.

Например, в моем детском сновидении я прячусь в углу комнаты за буфетом. В сновидении я чувствую себя безопасно, защищенно. Находясь в защищенном месте, у меня есть возможность уходить в глубины, глубокие измененные состояния.

Сейчас, посмотрев назад на сновидение, я могу сказать, что там были намёки на мои будущие жизненные склонности к зависимостям. Меня всегда привлекали галлюциногенны, например, психотропные вещества, которые позволяли уходить в глубокие переживания, глубокие каньоны и состояния.

Сейчас интересно замечать, что во сне это уже отчасти присутствовало.
Внутренняя работа
Если хотите, давайте вместе сделаем внутреннюю работу
Исследуем информацию, которая хранится для нас в детском сновидении или воспоминании.
Попробуем? Я проведу нас по этому упражнению, оно есть переведенном виде, у вас оно будет.

Дайте себе время, займите удобное положение устройтесь так, как вам комфортно.
Может быть возьмете ручку, карандаш или что-то, чем писать.

Дайте себе какое то пространство, где вы можете подвигаться.
Направьте осознанности внутрь себя.

Короткая проверка, заметьте, что происходит в теле, о чем вы думаете, что чувствуете.
Просто замечайте что-то.

Если можете вспомнить какое-то событие из детства или какой-то детский сон вернитесь в него. Вспоминая это событие или сновидение, вспоминайте фигуры, которые принимали участие в этом событии или сновидении.

Проделывая это, чувствуйте энергию каждого из участников вашего события или сновидения. Если нет отдельных фигур в сновидении или воспоминании, вспомните атмосферу, ее энергию.

Когда будете готовы, назовите фигуры, напишите пару слов о них или сделайте небольшую зарисовку энергии участников этого сновидения. Просто краткую запись о том, что вы обнаружили.

Дайте себе на это некоторое время.

Когда будете готовы, мы передвинем фокус внимания на ту зависимость или склонность к зависимости, которые есть в вашей жизнь сейчас.

Что за состояние, которое вы страстно желаете, которое приходит к вам благодаря веществу, которое вы употребляете?
Или, может быть, вы чего-то избегаете, что это?

Может быть присутствуете того и другого: состояние от которого вы хотите убежать и состояние в которые вы хотите погрузиться.

Дайте себе на этой пару минут и, если захотите, сделайте записи: пару слов об этом.

Может быть у вас есть какое-то ритуализированное поведение, которое сопровождает вашу зависимость, что это?

Если захотите несколько слов запишите и об этом тоже.

Теперь из того что вы нашли: зависимость, склонность к зависимости, ритуал - выберите что-то одно, что флиртует с вами прямо сейчас.

Какой кусочек, какая деталь того, о чем вы только что размышляли, вспоминали выделяется высвечивается ярче для вас играет, чем все остальное.

Как только вы нашли, позвольте себе стать этим, экспериментируйте с тем, чтобы быть этим. Что там за чувство. Есть ли какое-то движение? Какие звуки там могут издаваться?
Если это нечто вступает в отношения, как оно общается, если общается?

Оставайтесь с этим до тех пор пока не прочувствуете сущность природы этой детали.
Если вам хочется, замедляетесь, сделаете это движение едва уловимым.

Продолжайте до тех пор, пока вы по-настоящему не поймете способ существования этой детали, стиль жизни этой детали.

Дайте себе некоторое время на это.

Если захочется что-то записать или зарисовать, пожалуйста, сделайте это.

Когда будете готовы, взгляните еще раз на фигуры из вашего детского сновидения или воспоминания. Что вы записали или что вы нарисовали из этого?

Заметьте, есть ли какое-то отражение того, что вы нашли при работе с зависимостью, в ваших сновидениях или воспоминаниях?

Если признаки склонности или признаки нынешней зависимости в детском сновидении?
Как вы это сейчас в жизни проживаете, если такая связь есть.
Эта энергия для вас более первична или более вторична?

Возьмите немного времени на завершение и потом разойдемся в сессионные залы на 10 минут, чтобы обсудить.
Я подумала о следующем упражнении и разных способах работы с зависимостями.

Мы уже много поговорили о жажде состояния самого по себе или о попытке избежать болезненных ощущений. Это можно исследовать и поработать на своих семинарах вы этого, наверное, касаетесь. Я нахожу полезным погружение в ощущение этой жажды, страстного желания.

Здесь мы можем выйти на сущностный уровень работы, на сущность этого желания и всей истории, которая сопровождает это желание.

Я чуть-чуть еще перечислю и потом перейдем к упражнению.
ТЕОРИЯ ФАЗ ПРИ РАБОТЕ С ЗАВИСИМОСТЯМИ
В какой фазе отношений с зависимостью вы находитесь?
  • 1
    Первая фаза
    Я просто использую вещество, не размышляю, просто использую вещество не размышляю, не анализирую.
  • 2
    Вторая фаза
    На второй фазе я уже оказываюсь поляризован, я против своего зависимого поведения. Я борюсь с этим, часть меня говорит: "Пора становиться!" Другая часть продолжает это делать.
    Большой конфликт. Очень часто люди, которые решили бросить какие-то привычки и зависимости находятся на второй фазе.
  • 3
    Третья фаза
    На третьей фазе я могу быть более текучим, и я тогда могу иногда свободно обходиться без вещества, без зависимого поведения, а в какие-то моменты я могу быть захвачен, погружаться в зависимое поведение. Я могу перетекать от одного к другому.
  • 4
    Четвертая фаза
    На фазе четыре раскрывается более холистический способ смотреть на весь процесс зависимости. Вы видите и знакомы со всеми фазами На четвёртой фазе вы можете из более глубокого места, из сущностного уровня смотреть на все происходящее, на всю картину целиком. На разных этапах, разные способы работы.
Сегодня я хотела бы чуть-чуть поговорить про природу веществ, от какого вещества у меня зависимость? Второй вопрос, какова природа, каков персонаж этой зависимости? Какие характеристики этой зависимости, вещества?

Например, по какой-то причине на сегодня мороженое приходит и приходит на ум...

Если бы ваша работа веществом была с мороженым. Какова природа мороженого?

Можно фантазировать по поводу этого. Мороженое прохладно и оно такое гладкое, оно сладкое и еще много характеристик… Если бы я работала над своей зависимостью от мороженого, я бы задала себе вопрос: а где я в жизни могу быть слаще, милее, прохладнее, глаже?

Очень часто природа вещества говорит нам о том, чем мы должны обладать больше сами.
Работа в центре
Было очень здорово с вами сегодня, жаль что приходится расставаться.
Спасибо вам огромное за то, что вы такая потрясающая группа.
Наслаждайтесь учебным процессом и практикой.
Надеюсь, мы встретимся еще!

Спасибо!