Новостной поток "ОРИОН"

Размышления о природе звука. Евгений Белозеров

Статьи
Мое отношение к звуку
Это - штука, с которой я всегда зависал. С музыкой, конечно, тоже вис, но звук был центральным в этом. Со скрипкой, которая обладала мной с 5 лет, у меня были всякие отношения, но очень хорошо помню, как она со мной здоровалась. Когда я доставал её из футляра и разворачивал пелёнки, в которые она была закутана, струны издавали очень нежный звук, когда её касалась ткань.

Но самым обожаемым делом было развешивание белья на толстую леску, натянутую над ванной. Я вставал на табуретку, и когда мокрые пальцы проезжали по струне, сжимая её, всё наполнялось звуком - струна начинала выразительно разговаривать. То сердиться, то смеяться, то быстро-быстро что-то лепетать. Было очень смешно и оторваться не было сил.

Похоже, трение - был мой конёк. Кстати, со скрипкой это не было связано, - мне было важно прикасаться… ну знаете детей, которые всё трогают? Вот я был таким. И сочетание прикосновения и звука, его тактильное ощущение - это было то, что всегда вызывало у меня восторг.

Меня поражал патефон, который стоял у нас на даче - такая акустическая штука, которая заводилась ручкой и могла после этого минут 5 играть. Там была металлическая игла, которая царапала (иначе не сказать) крутящийся диск и снимала вибрацию с канавок на пластинке. Это прям волшебство - можно было взять большую лупу и увидеть застывший звук, рассматривая витки на виниле. Звук усиливался резонатором - самим ящиком патефона, и поэтому у него был такой гнусавенький звук.

Сейчас очень понимаю скретчеров - таких чуваков, которые трут пластинки пальцем и миксуют то, что получается. Там можно получить целый мир звуков, одновременно живых, и в то же время не существующих.
Знакомство с собой. Диафрагма.
Икота, икота! Сойди на Федота, с Федота на Якова, с Якова на всякого! Да… Новый Год, бывает, не проходит бесследно для пищеварительного тракта. Я думаю, икота всем хорошо знакома, и нужна она, главным образом, для удаления воздуха из желудка или утрамбовывания пищи. И при этом возникает такой специфический звук, с которым ничего и не сделаешь. У себя я регулярно обнаруживаю икоту, когда пробую перец чили - он, похоже, раздражает блуждающий нерв, и возникает контракция. В принципе, если началась икота, её можно попробовать остановить задержкой дыхания или длинным выдохом. Да, а кстати, вы в курсе, что головастики тоже икают? У них это не связано с перееданием и другими человеческими причинами - это специфика переключения дыхания с жаберного на лёгочное.

А вот ещё более знакомая реакция диафрагмы, например на отравление… да, я тут разговаривал недавно с приятелем - и он совершенно справедливо сообщил, что мы выташниваем слова.

Или вот ещё, например "гомерический хохот", смехотерапия и рыдания - всё тоже очень нам полезно (вы же наверняка поржать или порыдать любите?)! Что важно - мы можем замечать эти непроизвольные движения, и использовать ощущения для запуска природных механизмов работы мышц.

Короче! Если вы хотите правильно петь, или даже говорить более естественно - начинайте разговор с вышеупомянутых процедур. И, я уверен, окружающие это оценят!
Голос и детство
А вы помните свои взаимоотношения с голосом в 7 лет? А в 4, а в 2? Ну, ясное дело, кроме типичных взрослых замечаний "веди себя потише" или "ты слишком громко говоришь".

Когда я был/была в контакте с голосом? Может на качелях или в парке на аттракционах, когда можно повизжать и покричать от чудесного ощущения в животе? А может это - прыжки на матрасе? Или игра в снежки… а может купание с брызгами на речке или в пруду?

Мой голос принадлежит только мне, и никто не сможет отнять мой контакт с ним, хотя тема звуковых ограничений всё же будет периодически маячить. У детей, всё же как-то проще с этим. Ну нельзя сейчас кричать - покричу потом. И чем младше ребёнок, тем более непосредственен он в своих звуковых проявлениях. Хотя, здесь тоже периодами, например, я замечал, что малыши к 9 месяцам начинали стесняться своего голоса, хотя в 7 месяцев звучали, пели.

А вы помните себя в возрасте 9-10 лет? Я часто замечаю, как такие дети идут, например, из школы домой. Сзади болтается сменка, а ребёнок идёт что-то лепечет на разные голоса, периодически прикасаясь рукой к разным предметам и поверхностям. Особенно часто наблюдал таких мальчишек, которые по ходу озвучивали свои движения.

А как сейчас у вас? звучите ли вы просто так? Нравится ли вам звучать? Где вы позволяете заполнять пространство своим голосом и радоваться?
Исцеление голосом. Какие навыки нужны
Нужно ли что-то специальное знать и уметь для того, чтобы владеть голосом как инструментом для исцеления? Да нет наверное…

Надо только правильно направлять внимание во время пения или разговора. А ещё хорошо бы чувствовать плотность голоса внутри тела и слышать резонанс в разных его частях. Неплохо бы управлять обертонами и придавать голосу нужный тон в разные моменты.

Да, ещё замечательно, если вы с удовольствием вслушиваетесь в собственный голос и ловите при этом оттенки ощущений - смену эмоциональных состояний, оттенков чувств.

А ещё немножко эмпатии, когда мы слышим другого - почувствовать, "на какой волне" говорит собеседник, уловить оттенки ощущений в собственном теле.

Ну и также, как хвост виляет собакой, звучать целиком собой - ртом, глазами, ногтями, жидкостями, и т.п. Я есть звук, я есть намерение в этом звуке.
.... Заметка с курса
Вчера, кроме всего прочего мы учились чувствовать речь всем телом. За основу я взял несколько систем связанных с соматикой и с энергетическим строением человека. В результате, мы играли в игру "тающее мороженое", исследуя жизнь гласных в теле. Используя весь предыдущий материал занятий, мы перешли к импровизации собственных песен - рождались удивительные сочетания фонем, появлялись мелодии на неизвестных языках. Это были исцеляющие истории, происходящие из глубины телесного опыта.

Я помню самый первый свой опыт, случившийся со мной через несколько лет занятий голосом и телом. Всё происходило как во сне - я пел песню на непонятном для меня языке про что-то очень сокровенное. Появилась мелодия с элементами русской квинтовой лирики и сомнительной "турецкой" 2-й ступенью лада (такой между низкой и высокой). Мои движения были похожи на извивания гусеницы, выпускающей шёлковую нить - голос. Это было настолько увлекающим занятием, что остановиться не было сил! Я ощущал себя самой песней, которая рождалась всем моим существом.

…а ещё вчера мы, покрутив в руках череп, который я принёс на занятие, и посмотрев картинки про полости внутри головы работали с верхними резонаторами. Это была история и про ощущения, и про изменённое состояние сознания, и про обертонное пение. Больше практики, - думал я, - чтобы это интегрировать нужно больше практики… что-то ещё нужно придумать для желающих звучать.

А сегодня я написал несколько страниц методического материала для участников группы. И да! Мне кажется, это - правильный формат, - максимум практики на живых встречах и остальное - самостоятельное изучение теории.
Внутренний зверик
Ещё, с чем мы работаем на курсе про голос - это с внутренней силой. Той самой внутренней силой, которая как правило отвергается. Можно сказать, что это - тень, которая вылезает через голос. Она - как сжатая пружина, как субстанция, запертая во внутренней клетке, внутри человека. Часто мы не даём ему проявляться - страшно! Но через голос мы знакомимся с этой спрессованной частью себя, и у нас появляется шанс с ней договориться и обрести её, эту силу, в безопасном процессе.

Этот внутренний зверик начинает проявляться через звук, одновременно разворачивая историю тела, в которой он был заперт.
С кем поведешься...
Замечали? Поговоришь с человеком продолжительное время, и начинают проскакивать в речи его словечки и интонации голоса. Особенно это становится заметно именно в интонациях и, кстати, в жестах и в выражении лица. А что дальше? А потом наползает состояние - мы вместе с этим всем как будто автоматически настраиваемся на состояние человека. Так устроена нервная система!

Очередной инструмент работы с голосом на курсе - мы много уделяем времени работы с эмоциями через голос. Интонации голоса очень сильно воздействуют на наши эмоции - это касается и работы с собой. Например, я растягиваю слова, делаю голос ниже и ровнее, начинаю из за этого медленнее дышать и успокаиваюсь от собственной речи. И можно поэкспериментировать, сделать наоборот - говорить быстрее, и почувствовать, как внутри всё начинает ускоряться и появляется возбуждение.

На курсе мы разбираем механизмы "наползания", говорим про блуждающий нерв, зеркальные нейроны и афференты… кстати, когда я вёл курс в Екб мне снился сон, что какой-то бомжик услышал про нерв и очень веселился по поводу "блудного нерва". Такие сны снятся мастерам ))
Чаще звучите!
Секрет исцеления часто кроется в практике. Голос, нужно использовать чаще! Это не призыв больше говорить или больше петь, хотя и то и другое тоже нужно, я предлагаю больше звучать. Ну это, знаете такие охи-вздохи, позёвывания, мычания, кряхтения и всякие тому подобные самоизливания. Это может быть необычно и непривычно, поскольку такое не принято в обществе. Почему это важно:

Голос служит сопровождать физиологические процессы тела, и для полноты телесной жизни звуки очень важны. По сути, чем активнее деятельность внутри, тем громче может случаться звучание. Вспомните, когда можно "лопнуть от смеха" - как раз если не смеяться. Или как вырывается крик, когда вдруг становится больно.

Можно сказать, что голос регулирует напряжение внутри тела, выпуская излишнее и трансформируя его в энергию иного качества.

Голос - это буфер между дыханием и телом. Звук голоса проявляет дыхание, и так его можно услышать, добавляя колебания связок или уменьшая ротовую щель (используя согласные фонемы). А дыхание - это вход в святую святых тела, в его автономные процессы, работу с системами и органами.

Звучание помогает поменять состояние - успокоиться или наоборот возбудиться. Не слова. Слова - это уже другое. Есть уровень дословесный, где природа работает на всех живых существ. Ну вот на млекопитающих по крайней мере.

Но для этого нужна практика звучания, и оно может быть непросто сначала, потому что скорее присутствует привычка не звучать, чем звучать. Начните с того, чтобы звучно вздыхать. По-разному - радостно, грустно, активно, расслабляюще. Тихо и громко. Через рот и через нос. Втайне от других и публично. И увидите - ваша жизнь не останется прежней!
Случай с клиентской сессии
· А у тебя есть варган?

Внезапный вопрос застал меня врасплох. Мы работали над освобождением диафрагмы, там было напряжение. Минут 20 до этого целенаправленно погружаясь вниманием в ощущения, двигаясь, добавляя в дыхание звук мы осознавали движение этой мышцы. Освобождали её, стимулировали, находили разные телесные способы почувствовать.

· Варган не привёз, хочешь позвучу похожим образом?

· Да, знаешь? так вот - "бзюююнь, бжииинь"

· Хорошо, тогда говори, что больше понравится, я буду петь по-разному.

Располагаюсь сзади, пристраиваюсь совсем близко, делаю ладошки трубочкой и извлекаю обертоны. Сначала - это обертонное пение. Чувствую у клиентки какое-то движение, отхожу и наблюдаю. Она начинает вращаться, и через пару минут говорит:

· Не, не совсем то. Знаешь, как у чукчей?

· Ага, момент.

Пробую хоомей - это уже горловое. Движение останавливается, чувствую как клиентка прислушивается к звуку, ощущениям. Начинает звучать со мной. Я подстраиваю свой звук под её тон.

Минут через пять спрашивает меня:

· А есть у тебя такие как трубы совсем? Музыка с индейцами?

Бегу к компьютеру и нахожу ритуальную музыку из тибетских монастырей.

· О, то, что надо! Только погромче сделай!

Звучат однотонные низкие звуки ритуальных труб и горловое пение. Я подхожу сзади и начинаю звучать подобным образом (гюке), чувствую оживление, - кажется то, что надо! Клиентка начинает раскачиваться и рычать. И тут я вспоминаю, что у меня есть тубус от обоев, очень похожий на традиционный инструмент австралийских аборигенов - диджериду. Это даже удобнее - подхожу сзади, спереди, звучу в грудную клетку с разных сторон.

· А мне? Я тоже хочу!

Громко звучим вместе. Затем рождается движение, - я ставлю традиционную Африку и ещё минут 10 мы прыгаем, кричим. Затем всё завершается, ощущается удовлетворение процессом.
Разморозка
Так забавно, я замечал, что голос размораживает ткани тела. Тут мне приходит образ микроволновки… точно! А ведь звук голоса - это же волны! Но, конечно же по-другому, - живой голос вызывает у тканей отклик. Они начинают прислушиваться к этой вибрации и, будто вспоминают что-то… Например,, как сонастраиваться с другими клетками тела, как сообщать им о своих нуждах. Вспоминают про то, что они умеют исцеляться, и находят способ сделать это.

При работе с конкретным местом в теле у клиента, я выбираю что использовать - прикосновение и клеточное дыхание, или краниосакральные техники. Бесконтактную работу с тканями (это тоже своего рода касание на расстоянии 1- 2 см. от поверхности кожи), или поющие чаши или голос. Часто все эти способы комбинируются. Получается своего рода коммуникация на клеточном уровне.

Но какие есть особенности с голосом, - я могу подобрать тон (высоту и тембр) и ощутить телесный отклик клиента. Я начинаю ощущать сам - мне подсказывает тело (подозреваю, что это - зеркальные нейроны), как правильно. Этому можно научиться.
...Заметки с полей
Глубже и точнее - именно так сейчас происходит с моим очередным потоком "Исцеление голосом". Поражает глубина намерения участниц (да, в этот раз группа только женская), причём я не могу сказать, что в предыдущих группах было меньше намерения. Здесь каждая участница как будто более пытливая по отношению к собственному процессу. Сразу прозвучал запрос про работу с клиентами, а в группе огого какие опытные люди с ойойой каким богатым стажем работы! И прям очень основательно происходят процессы, но… чуть медленнее, чем было в группах до этого.

И всё больше я выношу теорию "за рамки" наших живых встреч в пространство интернета, и всё теснее мне в формате 5-ти занятий. И тут я в некой растерянности - пора переделывать этот курс (вот только нашёл удачный формат и нате!)... подвисаю.

Два занятия из пяти. Ротовой паттерн - поисковый и сосательный рефлекс… каждый раз я удивляюсь, как распаковывает людей повторение младенческого опыта, добавление голоса с фокусом внимания на удовольствии! В этот раз удалось пойти дальше, - человек-червяк (не путать с -паук, - муравей или -слизняк)... ведь по сути, можно дышать и анусом. Ах-ха! А сколько тут открывается теневого ресурса!

Странные практики, чуднЫе образы, много пограничных состояний - где-то там рядом "края", запреты - личные, социальные, культуральные. Звук, дыхание, движение… течёт из носа, из глаз, очень физиологично… Мы - про голос, каждый - про свой.

Напротив в зале танцуют линди-хоп, наверное думают - "WTF" там происходит, чё там они курят в перерыве?! А мы просто "букаем пугашку". Громко и настойчиво, на карачках…
Тень голоса или голос тени
А вы уверены, что у вас ваше лицо? Думаю, что уверены.

А вы уверены, что говорите своим голосом? А тут есть варианты…

Ну то есть да, конечно своим голосом, только он живёт своей жизнью и бывает очень разным. Начнём с пробуждения. Случалось ли, что утром свой голос не узнать? Вот! Значит - поднять-подняли, а разбудить забыли… и проснулись вы с не своим голосом! Но, как говорят сказки, голос можно перековать - например Волк обманул так семерых козлят, когда сходил к кузнецу. Да и вообще животные нередко молвили голосом человечьим, особенно когда им грозила гибель - Золотая рыбка, змейка, щука, заяц… и часто взамен на спасение исполняли желания поймавшего.

Но что ещё интереснее, голосами говорили разные мифические духи - домовые, лешие, русалки. Они охали, ахали кряхтели, улюлюкали, гоготали и тому подобное. Особенно, если было темно, и не разглядеть их сущность. Это могли быть как отдельные звуки-знаки, например в ответ на вопрос при гаданиях. Однако, духи могли выражать себя целыми речами - повторяя эхом целые фразы, зарифмовывая каламбуры. Нередко в лесу запрещалось шуметь, дабы не потревожить лесных духов.

Один из чудесных способов работы с голосом - это проявление теневой стороны нашей личности. Здесь, конечно, не вполне выпускание демонов наружу (хотя, как знать), но терапевтический эффект бывает налицо!

Тень… она находится в тени до момента, когда вдруг берёт поведение в свои руки. А потом бывает стыдно, неловко и т.п. И разными уговорами, вечерами знакомств (кому за…) с тенью мы начинаем воссоединять в себе отринутые ресурсы - части себя. Но у Тени есть голос, и часто мы можем этот голос принять более охотно, чем её поведение во всей красе. Чудесное мягкое взаимодействие с собой непринимаемым или с собой непростым.

Что же дальше? Позволить найти в себе разные голоса - чёртиков, ангелочков, птиц, зверей - знакомиться с собой через эти голоса. Разный голос приносит разное состояние - "а какой я?", "какая я, когда говорю так?", "Какие чувства я переживаю, когда издаю подобные звуки?", "Какие мысли посещают меня, когда я разговариваю подобным образом?"
Как дышать во время пения?
Когда я начал знакомиться с фольклорными архивами, реставрируя многочисленные записи песен, моё внимание привлекло, что бабушки нередко бросают слово на середине не допевая его. Особенно это бросалось в уши, когда бабулька исполняла какую-то протяжную песню с очень длинной музыкальной фразой, и которая поётся чаще всего группой. И ещё был вариант, когда от следующего слова "откусывалось" начало и голос вступал в гласную уже окончание слова (вместо "ходила" звучало "-дила"). Там просто был вдох. Кстати, и вступали похожим образом, - один запевает, а остальные могут вступить в любой слог.

Мне было это странно, я привык, что люди берут дыхание между словами или быстренько между слогами (в крайнем случае) если его не хватает. Даже в случае "цепного дыхания", когда в ансамбле люди берут дыхание в разное время, мне привычнее было думать, что из слова букву не выкинешь!

И только когда я начал петь сам, я понял "в чём прикол". Сам способ брать дыхание оказался настолько соматическим, что сейчас я уже практически не умею иначе. Вообще, стоит только телу поймать наиболее природный способ жизни (движения, звучания), как оно быстренько туда перестраивается. А логика оказалась очень проста, - дыхание закончилось, и можно спокойно вдохнуть. Тогда не нарушается состояние песни, и протяжность выдоха переходит в спокойный вдох. Если резко брать дыхание, то по функции это больше напоминает рыдание или крик, и если это конечно не художественный вокальный приём, то остаться состоянием внутри протяжной песни не удаётся. Ну и ещё связки могут спазмировать, особенно если петь на холодной улице. И опять же, в случае ансамблевого пения, песня будет литься непрерывно благодаря такому цепному дыханию.
Как голос может исцелять?
На мой взгляд, может быть масса направлений, в которых голос помогает работать с целостностью. Ну например:
  • Вибрация голоса - она действует физически на ткани человека. Если мы "просто звучим" для себя - это уже целительно. Здесь можно точнее посмотреть - куда лучше звучать и каким образом и зачем? Куда… это про то, что через разные упражнения можно более прицельно направлять звук, например, в какой-нибудь орган. Как и зачем - это и про знание как и где в теле что может происходить, и про чувствительность к собственным ощущениям.
  • Звучание голоса помогает оказаться в изменённом состоянии сознания - мозг начинает работать по-другому. Оказавшись в этом месте, организм начинает исцелять сам себя.
  • Голос помогает переваривать сложные эмоциональные состояния. Эмоции связаны с телом, а голос - это телесное выражение, продукт тела. Уже "просто звучать" в разных эмоциональных состояниях - означает бОльшую соединённость с собой. …ну и вообще легче становится, когда например, поднимаются эмоции.
  • Понять - "а какой\какая я", - если слушать свой голос? Ну вот говорят, - "услышь свой внутренний голос!". А что, если услышать внешний? Я честен с собой, когда говорю? Я радуюсь, когда говорю? А вдруг сейчас мой голос говорит интонациями моей бабушки?
Интонации голоса и терапия
Есть что-то в нашем голосе, что можно считать универсальным, живущим независимо от принадлежности человека к той или иной культуре, или к какой-либо языковой группе. Это - интонации неречевых звуков голоса. В.Морозов, известный исследователь человеческого голоса называл это "язык эмоций". Сокрытое за социально приемлемым "как я говорю" и за смыслами слов "что я говорю", мы редуцируем саму возможность природного проявления голоса и соединённости с его телесной природой. То, что можно ясно наблюдать у младенцев, у детей в доречевом периоде, когда они осваивают голос. Здесь и "я есть", и "я могу делиться своими переживаниями", и "мир, давай повзаимодействуем с тобой". Изначальная телесность голоса, непосредственная связь с ним. Ещё одна конечность сотворённая из мезодермы.

Здесь сразу возникает широкое поле для терапии через голос. Что лежит на поверхности? - это возможность выражать своё состояние звуками. Подобно движению, танцевальной терапии, звук голоса меняет психологическое состояние, уносит лишнее напряжение и давление изнутри наружу (или наоборот приносит, когда необходимо)

Следующий момент - практикуя такое звучание мы можем соединяться с довербальным периодом развития и брать оттуда ресурс… ну например заблокированную когда-то возможность проявлять свои чувства, себя.

Ну и, наконец, честность с собой. Мы становимся чувствительны к собственным двойным сигналам (что я говорю VS как я говорю). Интонации собственного голоса помогают нам осознать своё отношение или к контексту проговариваемого, или к тому человеку, с кем происходит разговор…

Если, конечно, быть честным с собой входит в ваши планы.
Речь и открытый рот
А вы открываете рот, когда говорите? И ничего смешного…

Обратите внимание, как многие говорят, практически рта не открывая. И это не только про лень, и не только, что проявляться неловко (да-да, не только звуком, но и даже движениями губ). Для многих людей речь превратилась просто в транслировании информации словесными конструкциями (звуковой текст). Ничего личного, особенно по отношению к тем, кто старается доносить логический смысл слов. Однако, песни из слова не выкинешь…

…да, про открытый рот. Наверное не раз замечали, как по-разному при разных гласных он открывается? Так вот вообще ни разу не случайно. Если, например, начать говорить медленнее и как бы крупнее, и вслушиваясь в то, что говоришь, - сами слова вдруг начинают звучать по-другому. Произнесение слов становится телесным актом, подобно мытью посуды или перебирания крыжовника в тазике.

А вы когда-нибудь уставали говорить? Такая усталость от того, что вы открываете рот, ворочаете языком туда-сюда? Не, здесь устают не голосовые связки, а мышцы во рту. В чём смысл? Смысл в смысле слов, в их осмысленности что случается, когда они по-настоящему вовлекают тело.

В моём понимании раскрытие голоса - в речи и пении - это про телесность, про физичность произнесения, про честность в конфигурировании голосового аппарата. Ясность в ясном звуке, ясность в неясных звуках, ясность в отсутствии звука. Здесь приходит ясность в отношениях с собой и с другими.
Голос и сигналы
Мне нравится изучать поведение животных - это открывает секреты нашей человеческой биологии поведения. Встречаются описанные случаи, которые действительно заставляют задуматься и почувствовать аналогии с собственным поведением. Другие же - прекрасный способ, чтобы посмеяться или насмешить окружающих, повторив это публично (не будьте слишком серьёзными в жизни).

Что ж, приступим…

В живой природе голос носит сигнальную и коммуникативную функцию. В принципе, этим мы мало чем отличаемся от зверушек. Однако, наличие речи привело человека к очень изощрённым способам коммуникации и специфическим сигналам (привет, 2-я сигнальная система), а звуки голоса, которые например сопровождают аффекты, оказались в социальной немилости. Под негласными запретами оказались гласные и согласные звуки, что невольно вырываются во время вздохов, охов, постанываний, почавкиваний и других чудесных телесных проявлений.

А вот что, если вы - петух?! Проснувшись утром, нужно обязательно покричать раз эдак пять. Типа - "Привет, сосед! Чё как?" или "А ты кто такой?" Если соседей тоже хорошо слышно - это отличный повод померяться связьками.

Да, не забудьте влезать повыше - или на крышу или на антенну, рекламный баннер. Оттуда удобнее кричать. И если уж оказались совсем высоко - кричите в два раза дольше - не пропадать же в тишине такому удобному месту?!

Далее, надо крикнуть погромче, чтобы собрать вместе своих жён (у вас же гарем, забыли?) и пересчитать их. Если вам их маловато - начать серьёзно вопить, чтобы зазвать дополнительных красавиц.

Если к вам в комнату или в офис кто-нибудь приходит - не молчите, это - плохой тон. Лучше сразу подбежать поближе и громко крикнуть в лицо. Можно начинать кричать едва заслышав приближающиеся к вам шаги. А если, выглянув в окно, вы обнаружите много людей, а это, разумеется, будет вас раздражать, - пускай об этом тут же все и узнают!

Но ещё громче нужно орать, если вам стало скучно… будь вы даже не петухом а банально попугаем.
Про что это исцеление
- Контакт с собой, услышать себя.
- Восстановить здоровье.
- Уметь радоваться
- Уметь грустить не разрушая себя
- Полюбить свой голос.

Замечали, что хочется петь и танцевать, когда вы счастливы? Это - не случайно, существует тесная связь между ощущением счастья и проявлением себя через голос и движение.
- А можно ли голосом поменять собственное настроение или эмоциональное состояние? - Можно!
- А можно ли своим голосом помочь другому? - Можно!
- А правда, что свой голос может защитить? - Да, правда.
- А что ещё? - Голос приносит любовь!
Голос - мистика или реальность
В разных культурах голосу всегда придавался мистический оттенок.

Стихии, духи, божества, ангелы и демоны, выбирали себе медиатора, своего рода транслятора, через которого могли приносить сообщения в мир человеческий. Такой человек пере-воплощался в духа, как бы впускал его в себя, позволяя пользоваться своим голосом. Часто голос менялся до неузнаваемости, да и само поведение могло быть весьма странным - человек находился в изменённом состоянии сознания, возможно даже в трансе. Мы наслышаны о таком по шаманским ритуалам, или по описанным воодушевлениям у пророчествующих. Часто голоса духов - это именно пение или интонационно богатая не вполне человеческая речь, изобилующая неречевыми звуками, вскриками, вздохами, стонами и т.п.

Грань мистики и реальности тонка в нашей обыденной жизни, и наверняка можно вспомнить те моменты, когда вы говорили "не своим" голосом, замечали своё поведение, типа "странно, что это со мной было?" Есть повод задуматься.

Голос можно было украсть. Этим занималась всякая нечисть, поскольку овладение чьим-то голосом значило отобрать силу у его хозяина, а иногда заодно и душу. С этой точки зрения, можно посмотреть на свои ситуации, когда ваш голос вдруг пропадал, или становился странно тихим, хриплым, осипшим.

Хотя, может в тот момент душа ушла в пятки… - тогда всё в порядке! Синдром беспокойных ног отправит копать грядки.

Существовала дихотомия - безмолвный потусторонний мир, и насыщенный голосами и звуками мир живых. Вполне символично, что рождаясь на свет ребёнок кричит.

Мир небесный тоже насыщен звуками, например ангельское пение или глас Божий, но открываются они избранным и тоже в изменённом состоянии. Однако, голоса ангелов легко перепутать с голосами Сирен и русалок, заманивающих в пучины водные. Интересно… а вы велись когда-нибудь на чей-то голос? Ну как крыловская ворона на голос лисы. А есть, например цыгане или очень талантливые менеджеры по продажам.
Голос, птицы и личные границы.
Вы что думаете, пташки певчие чирикают для красоты?! Да вообще ни разу! Голос - это выделительная система, которая помечает территорию и привлекает партнёров на брачные сделки.

Но сначала про прекрасных оленей, чтобы логика была ясна… Самцы оленей используют собственные экскременты в качестве благоухающих духов, привлекая этим нежных оленьих самочек. Чем обильнее и жирнее вымажется жених, тем более эротичным он покажется для потенциальной партнёрши, которая просто не сможет устоять перед такими ароматами! И те же запахи обозначают границы территории, на которой живёт зверушка. Так вот, голос делает примерно то же самое, выделяясь в пространство.

Птички активно поют по двум причинам - самцы привлекают самок и стараются показаться им "самыми-самыми", достойными их внимания. А ещё это сигналы окружающим, - "хэй! Тут мой дом, ко мне не суйся!"

Вроде и у обезьянок территориальное поведение так же устроено, да и похоже, что это вообще достаточно распространённая история в природе.

У нас думаю, если хорошо поковыряться, в генах тоже можно накопать подобный механизм. Про экскременты не буду утверждать, а вот проявленность голосом как-то связана с собственными границами - с их ощущением и выражением.

А как ваша голосовая выделительная система работает?


Использованы авторские тексты Евгения Белозерова с сайта автора