Сертификационная программа по процесс-ориентированной психологии международной школы процессуальной работы в России ISPWR
(International School of Processwork in Russia)
"ГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ: Путь мистика в тревожные времена или выход из поляризации"
ВНУТРЕННЯЯ РАБОТА: Медитация на внутренних частях
Медитация
Караван-сарай

Быть человеком - это как быть караван-сараем,
Куда каждый день приезжает новый гость.
Радость, боль, печаль, страх, гнев -
Приветствуйте их и будьте ко всем гостеприимны.
В дом может ворваться множество печалей и лишить его всего убранства, и все же:
Отнеситесь к каждому гостю с почтением.
Возможно, он очистит вас для новых радостей.
Ревность, стыд, скрытые мотивы -
Встречайте их, смеясь, у двери и приглашайте в дом.
Будьте благодарны всем, кто приходит.
Ибо каждый из них - посланник источника.

Мавлана Джалалуддин Руми, 1207 - 1273

За последние месяцы многое изменилось для всех нас. Мы вынуждены коренным образом перестраивать нашу повседневную жизнь, средства массовой информации каждый день заваливают нас новой и порой противоречивой информацией. Невозможно предсказать, как долго продлится кризис, нас может пугать меняющаяся экономическая ситуация, в воздухе продолжает витать коронавирус, и нам особенно сложно справиться с вероятностью болезни и смерти.

Кажется, что в эти времена все переворачивается кверху дном: наши травмы, обиды и страхи могут всплыть из подполья и повлиять на наши реакции здесь и сейчас. Покупка хомячков, зависание в Интернете для поиска информации, поглощение теорий заговора, желание жить по-прежнему, избегание контактов, просмотр сериалов, трудоголизм, активизация тенденций к зависимостям — все это также стратегии выживания и разные способы попытаться преодолеть кризис.

В эти смутные времена все мы испытываем большие трудности, мы едва ли можем исключить наши неприятные чувства - вирус или реакции политиков отбрасывают нас назад к самим себе, показывают нам нашу уязвимость и бессилие. Мы переживаем глобальную травму.

Как мы можем встретиться лицом к лицу со своим страхом и бессилием, когда они проявляют себя? Как мы можем превратить наши реакции в импульсы к действию и как мы можем перейти от неприятного чувства бессилия к большей силе и ясности?
Внутренние части
Можно представить человеческую психику как совокупность различных частей. Эти части действуют как личности, они, в сущности, являются субличностями.

Это очень похоже на то, что Юнг говорил о комплексах. Комплексы - это автономные, отдельные части личности со своими собственными эмоциональными качествами, собственными взглядами и собственными сенсомоторными ощущениями. Такая отделенная часть чувствует, ощущает, видит, переживает мир своими глазами и двигает нашим телом по-своему. Юнг понял это 80 лет назад - сегодня исследователи мозга говорят абсолютно то же самое. Юнг говорил, что мы впали в "комплекс", сегодня мы говорим, что у нас "запущен пусковой механизм" и мы заново переживаем травму. В процессуальной работе мы говорим о том, что нас захватила фигура сновидения. В шаманизме существует идея, что части души потеряны и должны быть возвращены.

У каждого человека также есть доступ к чему-то большему, чему-то вечному и неразрушимому, к "Я", "Мудрому уму", полному сострадания и любви, можно также назвать это "Умом Будды" или "Сознанием Христа", внутренней мудростью, внутренним Старейшиной. Это присутствие может взять на себя инициативу и вступить во взаимоотношения с нашими внутренними частями. Оно способно поддержать их, чтобы они могли развиваться и реализовать свой потенциал. Этот "Мудрый ум" характеризуется такими качествами, как сострадание, любопытство, ясность, уверенность, мужество, спокойствие, креативность, сопричастность.

У всех частей есть позитивное намерение, и они ищут способы проявить себя. Иногда наши части берут на себя трудную роль, чтобы защитить нас.

Эти части шлют нам послания в форме мыслей по слуховому каналу, через чувства, телесные восприятия и симптомы, внутренние образы.

И в частности, когда у нас запущен пусковой механизм, проявляются наши более молодые части.

Полезно выдвинуть гипотезу о том, что каждая сильная эмоциональная реакция - это также послание более молодой части.

Ричард Шварц, основатель модели IFS (Внутренние семейные системы), делит эти внутренние части на две группы:
  • изгнанники;
  • защитники.
При этом есть два вида защитников: менеджеры и пожарные
МЕНЕДЖЕРЫ

Менеджеры сформировались таким образом, чтобы жизнь человека могла продолжаться. Они активны. Они делают все, чтобы оставить изгнанные части в их изгнании и помочь избежать всех болезненных воспоминаний и чувств. Типичные менеджеры - это контролер, зануда, критик, пессимист, паникер, отрицатель, систематический оптимист, уклонист и т.д. Они ближе к нашей первичной идентичности.

Менеджеру нужна признательность и понимание его работы и доверительные отношения с "Мудрым умом", потому что он делает все, что в его силах!
ПОЖАРНЫЕ

Пожарные (как и менеджеры) хотят защитить изгнанные чувства. Они реактивны и появляются там, где что-то причиняет нам боль несмотря на усилия менеджера. Они могут проявляться вовне (трудоголик, социальный активист) или вовнутрь (зависимость, нанесение вреда самому себе, симптомы...) В то время как менеджеры приветствуются социумом, пожарные, как правило, импульсивны, хаотичны, неуправляемы. Они также находят исцеление в своих отношениях с "Мудрым умом".
Идея этой Внутренней работы состоит в том, чтобы создать безопасное пространство для наших младших травмированных частей, построить новые сострадательные и любящие отношения со всеми частями, даже с самыми трудными.

Принцип заключается в гипотезе о том, что все невыносимые эмоции являются посланиями более молодых частей.

Тогда мы отделяемся от чувств младших частей и входим в наш Мудрый ум... Кроме молодых частей, есть и другие части, которые хотят продолжать жить - и которым мешают более молодые части.

Когда кто-то отвлекается во время медитации на мысли или сопротивление, это часто бывают защитники, которые хотят взять инициативу в свои руки. Поблагодарите их за большую работу, которую они проделали, и скажите им, что вы, Мудрый ум, здесь и сумеете позаботиться о младших частях. Затем попросите Защитника чуть отойти в сторону.

Чем больше вы это делаете, тем легче младшие части могут расслабиться и тем больше силы получает Мудрый ум. Таким образом, в мозгу постепенно создаются новые связи.
Я глубоко признателен Джанине Фишер и Ричарду Шварцу:
Джанина (Янина) Фишер: Исцеление фрагментированных личностей переживших травму. Преодоление внутреннего самоотчуждения.
Ричард Шварц: Системная семейная терапия субличностей.
Работа с нестабильной ситуацией в мире
Выход из поляризации
1. Какая ситуация в мире является для вас самой сложной и тревожащей? Что вас так потрясло, что вы едва можете это вынести? Кто трясет, кого трясут? Назовите полярности.

2. Почувствуйте это ощущение тряски в теле прямо сейчас. Сосредоточьте осознавание на этом телесном переживании, отслеживайте свои ощущения. Просто оставайтесь с этим... Чувствуйте... приветствуйте любые возникающие ощущения. Возможно, в вашем сознании всплывут образы или переживания детства, позвольте этому случиться. Продолжайте возвращаться к осознаванию тела. Выдвиньте гипотезу: ощущение тряски/потрясения - это послание какой-то части, может быть, это также послание более молодой части вас. Сколько ей лет?

3. Что вы чувствуете по отношению к ней/нему? Если это не интерес, сострадание и понимание, значит, реагирует еще какая-то часть. Может быть, она считает эту младшую часть ребяческой и раздражена тем, что она до сих пор здесь, или думает, что все это пустая трата времени. Эта реагирующая часть может быть менеджером или защитником. Признайте ее и отдайте ей должное и попросите ее на некоторое время отойти в сторону. Сделайте это со всеми частями, которые реагируют на первую часть.

4. Соединитесь своим собственным способом со своим внутренним старейшинством, своим Мудрым умом - может быть, через место в вашем теле, где вы чувствуете себя как дома, через место силы в мире, через воспоминание о человеке, которого вы любите, или через воспоминание о том, как вы проводили время с домашним животным. Как Мудрый ум, вы полны сострадания, интереса и безусловной любви. Теперь сосредоточьте внимание на потрясенной части и представьте, что она сейчас перед вами.

5. Теперь посмотрите на свою потрясенную часть глазами сострадания и безусловной любви. Предложите ей/ему поговорить с вами. Внимательно выслушайте ее/его, скажите ей/ему, что вы хотите понять ее/его. Если у нее/него сильные чувства, дайте ей/ ему знать, что вы осознаете их, но не позволяйте себе смешаться с ними... Дайте вашей потрясенной части знать, что вы рядом... Может быть, ей/ему что-то нужно от вас - какой-то жест, действие. Просто побудьте с ней/ним некоторое время. Можете ли вы взять на себя обязательство перед ней/ним?

6. Теперь уделите внимание другой части (частям), которую вы попросили отойти в сторону. Проверьте, не нужно ли им что-нибудь еще и заметили ли они, что происходило. Спросите их, как они сейчас чувствуют себя по отношению к младшей части.

7. Теперь посмотрите на исходную ситуацию в мире: какая задача для вас вытекает из этого опыта?