Продолжим исследовать особенности работы конфликтолога и то, как он может помочь в сложной жизненной ситуации, связанной с конфликтом.
В предыдущей статье мы говорили о медиации как форме работы с конфликтом. Сегодня поговорим о других инструментах.
Конфликтологическое консультирование – особая форма работы конфликтолога, направленная на совместный с клиентом (клиентами) анализ возникшей у него (у них) спорной ситуации и поиск устраивающей клиента формы разрешения или урегулирования конфликта, а при невозможности урегулирования по независящим от клиента обстоятельствам – на выработку стратегии поведения в конфликте максимально безопасной и комфортной для клиента.
Конфликтологическое консультирование может проводиться в самых разных сферах человеческих взаимоотношений и деятельности. В качестве клиентов консультирования выступают как отдельные люди и группы людей, семьи, так и организации, общества, партии, конфессии и т. д. Конфликтологическое консультирование чаще проводится индивидуально, с одной из сторон конфликта.
Что входит в конфликтологического консультирования при работе с клиентом?
диагностика конфликта на основании рассказа клиента;
помощь в исследовании и понимании причин действий другой стороны или сторон в конфликте;
помощь в поиске решений в конфликтной ситуации;
информирование клиента о конфликтах, их влиянии на поведение и восприятие участников, причинах их возникновения и методах разрешения;
обучение клиента эффективным формам поведения и коммуникации в конфликте;
работа с мотивацией и системой ценностей клиента (расширение картины мира, смена приоритетов);
подготовка к переговорам или медиации и другие формы деятельности;
возвращение к конструктивному взаимодействию после конфликта, нормализации отношений.
В чем же особенности конфликтологического консультирования?
Конфликтологическое консультирование, чтобы быть успешным, концентрируется не на проблеме или трудной жизненной ситуации клиента, а на возможностях её преодоления.
Конфликтологическое консультирование ориентировано не столько на поиск причин конфликта (которые имеют значение, но субъективны и могут быть разными у каждой из сторон), сколько на поиск способов конструктивного завершения конфликта и разработку конкретных планов действий для обратившейся стороны.
Процесс и результат консультирования во многом зависят от специфики конфликта.
Консультанту постоянно приходится учитывать эмоциональную нестабильность и предвзятость клиента, как стороны конфликта.
Конфликтолог-консультант может работать не только со сторонами конфликта, но и с любым из косвенных участников или лиц, заинтересованных в его прекращении. В этом случае проводится диагностика конфликта на основании рассказа клиента; разрабатываются варианты вмешательства в конфликт, доступные клиенту и направленные на конструктивное завершение противостояния.
Консультирование может стать предварительным этапом для медиации, если в прекращении конфликта заинтересованы все его участники.
Автор статьи: психолог центра "Орион-С", профессиональный медиатор и конфликтолог Сатикова Светлана. Если тема урегулирования конфликтов в любой сфере для вас актуальна, приглашаем на консультацию к Светлане Сатиковой!